Турист Борис (borisnov)
Борис
был сегодня 2:46
Фотоальбом

Осколок империи

NIKON D5100
47 41

Если хотите в Берлине ностальгически окунуться в «старую и добрую…» вдалеке от новостроек и строек-пустырей, от гама-шума, драйва, почувствовать дух классического Берлина, ещё не испорченного даже Первой мировой — то вам в район Шарлоттенбург.

Последний день в Берлине мы решили провести «не по-берлински». То есть вдалеке от неформальности и альтернативности (иногда излишней), от вседозволенности и толерантности наоборот (иногда оскорбительной), от агрессивности восточных кварталов и от живущих отдельным организмом толп мигрантов. Решено — в Шарлоттенбург!

Шарлоттенбург - знаменитый дворец прусских королей, построенный в конце XVII века. Он и дал название целому, достаточно большому, городскому району, примыкающему ко дворцу.
Шарлоттенбург - знаменитый дворец прусских королей, построенный в конце XVII века. Он и дал название целому, достаточно большому, городскому району, примыкающему ко дворцу.
Здесь район хороших манер.
Здесь район хороших манер.
Широкие проспекты и зелёные бульвары застроены красивыми виллами и домами начала XX века.
Широкие проспекты и зелёные бульвары застроены красивыми виллами и домами начала XX века.
Живущие в них благообразные люди чинно прогуливаются по бульварам, заходят в шикарные магазины и обедают во вкусных ресторанах.
Живущие в них благообразные люди чинно прогуливаются по бульварам, заходят в шикарные магазины и обедают во вкусных ресторанах.
Приятно видеть, что классика района и дворца притягивает большое количество людей, половина из которых молодёжь. Нигде в Берлине не было вьющейся на улицу очереди в кассу, для того чтобы посмотреть дворец, только здесь. А парк открыт для всех.
Приятно видеть, что классика района и дворца притягивает большое количество людей, половина из которых молодёжь. Нигде в Берлине не было вьющейся на улицу очереди в кассу, для того чтобы посмотреть дворец, только здесь. А парк открыт для всех.
Раз дворец Шарлоттенбург – главная достопримечательность, заглянем. Кто-то обязательно скажет – да какая это старина, новострой. Да, дворец был сильно разрушен к 1945 году. Пространство парка было отдано под пашню, магистрат вплотную занялся подготовкой сноса остатков комплекса и строительства на их месте многоэтажных домов. Но нашлась небольшая группа энтузиастов, которые настолько героически отстаивали право дворца на восстановление, что преуспели. В результате мы имеем возможность видеть самый изысканный образчик барочной архитектуры Германии в первоначальном виде.
Раз дворец Шарлоттенбург – главная достопримечательность, заглянем. Кто-то обязательно скажет – да какая это старина, новострой. Да, дворец был сильно разрушен к 1945 году. Пространство парка было отдано под пашню, магистрат вплотную занялся подготовкой сноса остатков комплекса и строительства на их месте многоэтажных домов. Но нашлась небольшая группа энтузиастов, которые настолько героически отстаивали право дворца на восстановление, что преуспели. В результате мы имеем возможность видеть самый изысканный образчик барочной архитектуры Германии в первоначальном виде.
Не боюсь этого слова, потому что всё было восстановлено в высшей степени тщательно, из тех же материалов, по старым чертежам и в прежней цветовой гамме. Хорошо, что сохранились многочисленные описания и даже фотографии 20-30 годов XX века. Полностью воссозданы прежние обстановка, мебель.
Не боюсь этого слова, потому что всё было восстановлено в высшей степени тщательно, из тех же материалов, по старым чертежам и в прежней цветовой гамме. Хорошо, что сохранились многочисленные описания и даже фотографии 20-30 годов XX века. Полностью воссозданы прежние обстановка, мебель.
Инициатором постройки дворца Шарлоттенбург была София-Шарлотта, супруга короля Пруссии Фридриха I. Она мечтала о летней резиденции короля и всей королевской семьи, воплотив её в жизнь к 1699 году и назвав Литценбург.
Инициатором постройки дворца Шарлоттенбург была София-Шарлотта, супруга короля Пруссии Фридриха I. Она мечтала о летней резиденции короля и всей королевской семьи, воплотив её в жизнь к 1699 году и назвав Литценбург.
Через 6 лет королева умерла и дворец переименовали в её честь. За свое долгое существование Шарлотттенбург неоднократно перестраивался и хорошел, у главного здания различают Старый дворец и Новый флигель.
Через 6 лет королева умерла и дворец переименовали в её честь. За свое долгое существование Шарлотттенбург неоднократно перестраивался и хорошел, у главного здания различают Старый дворец и Новый флигель.
Парадный вход в Шарлотттенбургский дворец проходит через площадь, с трёх сторон окружённую зданием. Площадь так и называется - Парадный двор. Центральная часть дворца заканчивается куполом высотой 48 метров с позолоченной статуей Фортуны. Богиня – флюгер, статуя поворачивается в зависимости от направления ветра.
Парадный вход в Шарлотттенбургский дворец проходит через площадь, с трёх сторон окружённую зданием. Площадь так и называется - Парадный двор. Центральная часть дворца заканчивается куполом высотой 48 метров с позолоченной статуей Фортуны. Богиня – флюгер, статуя поворачивается в зависимости от направления ветра.
По центру установлена бронзовая конная статуя Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, изготовленная в 1696—1700 годах по заказу Фридриха I. Творение скульптора Андреаса Шлютера и литейщика Иоганна Якоби - первая скульптура подобного рода в Германии.
По центру установлена бронзовая конная статуя Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, изготовленная в 1696—1700 годах по заказу Фридриха I. Творение скульптора Андреаса Шлютера и литейщика Иоганна Якоби - первая скульптура подобного рода в Германии.
Ворота на Парадный двор «охраняют» два гладиатора. Это копии «Боргезского борца», мраморной статуи воина с мечом из Эфеса, найденной при раскопках приморского дворца Нерона в Анцьо-Неттуно. Оригинал находится в Лувре
Ворота на Парадный двор «охраняют» два гладиатора. Это копии «Боргезского борца», мраморной статуи воина с мечом из Эфеса, найденной при раскопках приморского дворца Нерона в Анцьо-Неттуно. Оригинал находится в Лувре
Основной музей находится в Новом флигеле. А мы пока заглянем в Старый дворец. Посмотрим на „роскошное внутри“. Сейчас открыто для посещений 50 комнат. Кстати, для одной из комнат Старого дворца первоначально предназначалась Янтарная комната, позже подаренная российскому царю Петру I.
Основной музей находится в Новом флигеле. А мы пока заглянем в Старый дворец. Посмотрим на „роскошное внутри“. Сейчас открыто для посещений 50 комнат. Кстати, для одной из комнат Старого дворца первоначально предназначалась Янтарная комната, позже подаренная российскому царю Петру I.
Дворцовая часовня была освящена 5 декабря 1706 года к бракосочетанию Фридриха Вильгельма и Софии Доротеи.
Дворцовая часовня была освящена 5 декабря 1706 года к бракосочетанию Фридриха Вильгельма и Софии Доротеи.
Королевой Софией Шарлоттой часовня была задумана как самое дорогое место во дворце.
Королевой Софией Шарлоттой часовня была задумана как самое дорогое место во дворце.
В ходе восстановления разрушенного здания были обновлены фрески фламандского художника Антония Кокси.
В ходе восстановления разрушенного здания были обновлены фрески фламандского художника Антония Кокси.
Фарфоровый кабинет открыли одновременно с часовней, королева гордилась самой значительной коллекцией азиатского фарфора во всей Германии и отвела под него отдельную комнату.
Фарфоровый кабинет открыли одновременно с часовней, королева гордилась самой значительной коллекцией азиатского фарфора во всей Германии и отвела под него отдельную комнату.
Фарфор полностью украли в Семилетнюю войну. К концу XVIII века коллекцию снова восстановили.
Фарфор полностью украли в Семилетнюю войну. К концу XVIII века коллекцию снова восстановили.
Она была выставлена до 1945 года, после чего уехала в СССР в рамках репараций.
Она была выставлена до 1945 года, после чего уехала в СССР в рамках репараций.
Сейчас в кабинете вновь выставлено 2 700 предметов фарфора, половина из которых - оригинальные работы из Китая и Японии, половина изготовлена на заводах в Германии по образцам.
Сейчас в кабинете вновь выставлено 2 700 предметов фарфора, половина из которых - оригинальные работы из Китая и Японии, половина изготовлена на заводах в Германии по образцам.
Красная дамастовая комната. В обтянутой дамастом (вид шёлковой ткани) и золотым позументом комнате король Фридрих I проводил совещания со своими министрами.
Именно эта комната первоначально должна была стать Янтарной.
Красная дамастовая комната. В обтянутой дамастом (вид шёлковой ткани) и золотым позументом комнате король Фридрих I проводил совещания со своими министрами. Именно эта комната первоначально должна была стать Янтарной.
В обоих помещения потолочная живопись была выполнена тем же Кокси.
В обоих помещения потолочная живопись была выполнена тем же Кокси.
Золотой кабинет — часть личных апартаментов королевы Софии Шарлотты.
Золотой кабинет — часть личных апартаментов королевы Софии Шарлотты.
Название возникло из-за цвета плафона, изображающего Аполлона в окружении аллегорий искусств, а также орнамента.
Название возникло из-за цвета плафона, изображающего Аполлона в окружении аллегорий искусств, а также орнамента.
Вестибюль около садового зала носил название Нижний Овальный зал, был украшен многочисленными картинами и бюстами
Вестибюль около садового зала носил название Нижний Овальный зал, был украшен многочисленными картинами и бюстами
Стеклянная опочивальня была одной из пяти первых комнат королевы Софии Шарлотты во дворце, когда он ещё назывался Литценбург. Чередованием зеркал и зелёного дамаста пытались создать иллюзию сада. Мебель в этой комнате стоит прежняя.
Стеклянная опочивальня была одной из пяти первых комнат королевы Софии Шарлотты во дворце, когда он ещё назывался Литценбург. Чередованием зеркал и зелёного дамаста пытались создать иллюзию сада. Мебель в этой комнате стоит прежняя.
Эта относительно скромная комната служила местом аудиенций королеве Софии Шарлотте и королю Фридриху I .
Эта относительно скромная комната служила местом аудиенций королеве Софии Шарлотте и королю Фридриху I .
В одном стиле с ней сделана Старая галерея или Галерея предков, в которой находились портреты бранденбургских и прусских правителей XV—XVIII веков.
В одном стиле с ней сделана Старая галерея или Галерея предков, в которой находились портреты бранденбургских и прусских правителей XV—XVIII веков.
Мекленбургские комнаты были также частью апартаментов Софии Шарлотты, они напоминали о том, что супруга короля была родом из дома Мекленбург-Шверин.
Мекленбургские комнаты были также частью апартаментов Софии Шарлотты, они напоминали о том, что супруга короля была родом из дома Мекленбург-Шверин.
Всего Мекленбургских комнат - три.
Всего Мекленбургских комнат - три.
Великолепно меблированные комнаты Фридриха I по роскоши соперничают с апартаментами королевы.
Великолепно меблированные комнаты Фридриха I по роскоши соперничают с апартаментами королевы.
Жаль, что не удается сфотографировать впечатляющую картину потолка полностью, символизирует искусство и науку.
Жаль, что не удается сфотографировать впечатляющую картину потолка полностью, символизирует искусство и науку.
После смерти Фридриха I в 1713 году дворец перестал играть какую-либо важную роль в жизни прусского двора, его сын Фридрих Вильгельм I Шарлоттенбург не любил.
После смерти Фридриха I в 1713 году дворец перестал играть какую-либо важную роль в жизни прусского двора, его сын Фридрих Вильгельм I Шарлоттенбург не любил.
Это не значит, что здание было заброшено. Его отапливали и поддерживали в надлежащем состоянии.
Это не значит, что здание было заброшено. Его отапливали и поддерживали в надлежащем состоянии.
Зато внук Фридриха I - Фридриха II Великий сразу после коронации вьехал в Шарлоттенбург и сделал его своей резиденцией до тех пор, пока не переехал в новый Сан-Суси в Потсдаме.
Зато внук Фридриха I - Фридриха II Великий сразу после коронации вьехал в Шарлоттенбург и сделал его своей резиденцией до тех пор, пока не переехал в новый Сан-Суси в Потсдаме.
При Фридрихе Великом Шарлоттенбург претерпел ряд изменений, появился Новый флигель и оранжереи.
При Фридрихе Великом Шарлоттенбург претерпел ряд изменений, появился Новый флигель и оранжереи.
Двухэтажный Новый флигель считается вершиной немецкого рококо. Он, по крайней мере сегодня, не связан со Старым дворцом, приходится выйти из Старого дворца и обогнуть здание.
Двухэтажный Новый флигель считается вершиной немецкого рококо. Он, по крайней мере сегодня, не связан со Старым дворцом, приходится выйти из Старого дворца и обогнуть здание.
Около входа в Новый флигель на постаментах стоят дед с внуком – два Фридриха.
Около входа в Новый флигель на постаментах стоят дед с внуком – два Фридриха.
Пройдёмся по комнатам Нового флигеля.
Пройдёмся по комнатам Нового флигеля.
Восточно-индийская ситцевая комната, служившая королеве Луизе в качестве гардероба, отделана глянцевым набивным ситцем.
Восточно-индийская ситцевая комната, служившая королеве Луизе в качестве гардероба, отделана глянцевым набивным ситцем.
Королеве нравились узоры в виде букетов, подвесных ваз и птиц. Часть мебели - подлинная.
Королеве нравились узоры в виде букетов, подвесных ваз и птиц. Часть мебели - подлинная.
Роскошная Вторая готлисная комната украшена оригинальными гобеленами, со сценами из «Дон Кихота»
Роскошная Вторая готлисная комната украшена оригинальными гобеленами, со сценами из «Дон Кихота»
Гобелены - подарок последнего французского короля Людовика XVI – чудом сохранились и после реконструкции вернулись на свои места
Гобелены - подарок последнего французского короля Людовика XVI – чудом сохранились и после реконструкции вернулись на свои места
Библиотекам Фридрих II придавал особое значение, не исключение и его личная библиотека в Шарлоттенбурге. Шкафы из кедра подлинные, в них хранятся книги из собрания бывшей зимней резиденции короля в Потсдаме.
Библиотекам Фридрих II придавал особое значение, не исключение и его личная библиотека в Шарлоттенбурге. Шкафы из кедра подлинные, в них хранятся книги из собрания бывшей зимней резиденции короля в Потсдаме.
42-метровая золотая галерея, в которой проводились балы, была открыта в 1746 году и считается образцом фридерицианского рококо.
42-метровая золотая галерея, в которой проводились балы, была открыта в 1746 году и считается образцом фридерицианского рококо.
Для выполнения её позолоченных рельефов был приглашён из Франции живописец Антуан Ватто.
Для выполнения её позолоченных рельефов был приглашён из Франции живописец Антуан Ватто.
Белый зал с 29 августа 1742 года служил Фридриху Великому столовой. Во время войны вся потолочная живопись, принадлежавшая руке Антуана Пэна, была безвозвратно утеряна, не сохранилось и никаких эскизов. Поэтому было принято решение заменить её абстрактными мазилками.
Белый зал с 29 августа 1742 года служил Фридриху Великому столовой. Во время войны вся потолочная живопись, принадлежавшая руке Антуана Пэна, была безвозвратно утеряна, не сохранилось и никаких эскизов. Поэтому было принято решение заменить её абстрактными мазилками.
В Новом флигеле собрана значительная коллекция живописи, некоторые полотна XVII—XVIII веков достаточно известны.
В Новом флигеле собрана значительная коллекция живописи, некоторые полотна XVII—XVIII веков достаточно известны.
Дворцовый парк, занимающий площадь более 53 гектаров, особо не впечатлил. Реконструкция его закончилась в 2001 году, требуется время, чтобы он приобрёл прежний облик
Дворцовый парк, занимающий площадь более 53 гектаров, особо не впечатлил. Реконструкция его закончилась в 2001 году, требуется время, чтобы он приобрёл прежний облик
Но зато в парке находится несколько интересных строений. Среди них – Бельведер, сооружённый в 1788 году по планам Карла Готтгарда Лангганса в качестве трёхэтажного чайного домика, в котором часто уединялся Фридрих Вильгельм II. Сейчас в нём находится крупнейшая в мире коллекция фарфора Королевской фарфоровой мануфактуры.
Но зато в парке находится несколько интересных строений. Среди них – Бельведер, сооружённый в 1788 году по планам Карла Готтгарда Лангганса в качестве трёхэтажного чайного домика, в котором часто уединялся Фридрих Вильгельм II. Сейчас в нём находится крупнейшая в мире коллекция фарфора Королевской фарфоровой мануфактуры.
Мавзолей - королевская усыпальница в Берлине. Королева Луиза, жена Фридриха Вильгельма III была любимицей народа. Когда она умерла в возрасте 34 лет от пневмонии, овдовевший Фридрих Вильгельм III поручил архитектору Генриху Генцу спроектировать усыпальницу в дворцовом парке. К проекту подключился Карл Фридрих Шинкель, поэтому немудрено, что усыпальница получилась в виде античного храма.
Мавзолей - королевская усыпальница в Берлине. Королева Луиза, жена Фридриха Вильгельма III была любимицей народа. Когда она умерла в возрасте 34 лет от пневмонии, овдовевший Фридрих Вильгельм III поручил архитектору Генриху Генцу спроектировать усыпальницу в дворцовом парке. К проекту подключился Карл Фридрих Шинкель, поэтому немудрено, что усыпальница получилась в виде античного храма.
Мавзолей вскоре стал популярным местом почитания усопшей королевы. Решено было использовать его и в дальнейшем для остальных членов королевской семьи.
Мавзолей вскоре стал популярным местом почитания усопшей королевы. Решено было использовать его и в дальнейшем для остальных членов королевской семьи.
В 1840 году в него уложили останки Фридриха Вильгельма III.
В 1840 году в него уложили останки Фридриха Вильгельма III.
Затем Вильгельма I
Затем Вильгельма I
и его супруги Августы. Искуссно сделанные мраморные саркофаги на самом деле пустые кенотафы. Сами останки размещены в металлических гробах в склепе глубоко под основным помещением.
и его супруги Августы. Искуссно сделанные мраморные саркофаги на самом деле пустые кенотафы. Сами останки размещены в металлических гробах в склепе глубоко под основным помещением.
И за пределами дворца, парка или мавзолея с останками королей, Шарлоттенбург представляется районом, в котором в воздухе витает ностальгия по империи. Например, встретились памятники военноначальникам эпохи Фридрихов и Вильгельмов.
И за пределами дворца, парка или мавзолея с останками королей, Шарлоттенбург представляется районом, в котором в воздухе витает ностальгия по империи. Например, встретились памятники военноначальникам эпохи Фридрихов и Вильгельмов.
За одним из них виден музей Шарф-Герстенберга, выставляющий многих прославленных авангардистов. Коллекция не очень большая, в основном вокруг сюрреализма. Можно видеть Рене Магритта, Ханса Беллмера, Жана Дюбюффе, Эдварда Мунка.
За одним из них виден музей Шарф-Герстенберга, выставляющий многих прославленных авангардистов. Коллекция не очень большая, в основном вокруг сюрреализма. Можно видеть Рене Магритта, Ханса Беллмера, Жана Дюбюффе, Эдварда Мунка.
Много было от Макса Эрнста.
Много было от Макса Эрнста.
И запомнилась единственная картина Дали, которая есть в музее. „Портрет госпожи Стайлер-Тас“. Дали гениально циничен. Ему не нравилась эта надменная дама. Но она была знакомой друга, просила портрет, и Дали не прочь был заработать. Стайлер-Тас холодна под своей меховой шапкой. Её зеркальное отображение - только скала. Дорога вроде и ведёт к ней в«голову», но на самом деле никуда не ведёт, кончаясь у трещины, через которую видно только небо. Холм суров и мёртв. И деревце из брошки прорастает ...
И запомнилась единственная картина Дали, которая есть в музее. „Портрет госпожи Стайлер-Тас“. Дали гениально циничен. Ему не нравилась эта надменная дама. Но она была знакомой друга, просила портрет, и Дали не прочь был заработать. Стайлер-Тас холодна под своей меховой шапкой. Её зеркальное отображение - только скала. Дорога вроде и ведёт к ней в«голову», но на самом деле никуда не ведёт, кончаясь у трещины, через которую видно только небо. Холм суров и мёртв. И деревце из брошки прорастает ...
Недалеко ещё один музей - Берггрюна, знаменитый своей коллекцией произведений искусства эпохи классического модерна. Хотя аннонсированных Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса здесь совсем немного. Но зато много Пикассо, два этажа Пикассо.
Недалеко ещё один музей - Берггрюна, знаменитый своей коллекцией произведений искусства эпохи классического модерна. Хотя аннонсированных Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса здесь совсем немного. Но зато много Пикассо, два этажа Пикассо.
Многие его знаменитые произведения собрал меценат Хайнц Берггрюн.
Многие его знаменитые произведения собрал меценат Хайнц Берггрюн.
Такими были четыре берлинских дня, которые я описал в этом альбоме, трёх рассказах и нескольких отзывах о музеях. Что-то нравилось, что-то нет. По каким-то улицам приятно пройтись, с каких-то хотелось скорей сбежать в ближайшее метро. Музеи интересно, с богатыми коллекциями, отлично организованы. Понравился район Шарлоттенбург. Кусочек старой-доброй Европы. Что таить, ведь немного я монархист. Не думаю, что в Берлин стоит возвращаться. Не из тех он городов. Но увидеть его стоило.
Такими были четыре берлинских дня, которые я описал в этом альбоме, трёх рассказах и нескольких отзывах о музеях. Что-то нравилось, что-то нет. По каким-то улицам приятно пройтись, с каких-то хотелось скорей сбежать в ближайшее метро. Музеи интересно, с богатыми коллекциями, отлично организованы. Понравился район Шарлоттенбург. Кусочек старой-доброй Европы. Что таить, ведь немного я монархист. Не думаю, что в Берлин стоит возвращаться. Не из тех он городов. Но увидеть его стоило.
Комментарии к альбому